Размер:
AAA
Кернинг:
КK К K К  K
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Поиск
673200, Забайкальский край, Хилокский район, город Хилок, улица Калинина, 1, офис 83

Наш адрес
+7(30237)21-1-30,
+7(30237)21-3-31

Контактный номер и e-mail

История городского поселения «Хилокское»

Хилок — это город районного подчинения, административный центр Хилокского района Забайкальского края. Расположен на линии Забайкальской железной дороги в 263 км на запад от краевого центра. По окраине города пролегает автомагистраль федерального значения. Населённый пункт раскинулся по обоим берегам реки Хилок на участке, где речная долина сужается до 3 км, поэтому северная часть поселения находится между отрогами хребта Цаган-Хуртей, а южная вплотную прилегает к склонам хребта Яблонового. На правом берегу Хилка городские кварталы находятся в полукольце гор Крестовуха, Улан-Бас и безымянной горы. Высота их достигает 240 м над уровнем реки. На левом берегу с юго-востока и юго-запада на 80 и 100 м возвышаются две сопки — Амбон и Любимка, причём гора Амбон является древним святилищем, почитавшимся бурятами до 1930-х годов. Подобное расположение населённого пункта — посредине между пяти гор — наводит на размышления, что данное место должно было использоваться разными народами в течение многих веков.

 

г. Хилок современный вид

 

Согласно плану строительства, станция IV класса Хилок попадала в полосу деятельности 6-го строительного участка, протянувшегося на 118 вёрст (26 км) от ст. Толбага до нынешнего села Алентуйка. Контора участка находилась в Толбаге, а на станции Хилок разместилась 3-я дистанция данного участка.

Первые палатки, землянки и временные бараки на территории города появились, вероятно, летом 1895 года. Местность эта казалась приезжим строителям настоящей глухоманью. Забравшиеся сюда для «проверки линии и провешивания её вехами и просекою» начальник 3-й дистанции 6-го участка со своими подручными был вынужден позаботиться о жилье, тем более что, всё равно, предстояло строить станцию и не стоило понапрасну тратить усилия на возведение жилых помещений в ином месте.

На фото изображено "пассажирское здание" на станции 4-го класса Хилок, фото приблизительно 1900гг.

 

Неизвестно, сколько человек прибыло на станцию в первые месяцы после её закладки — вероятно, несколько десятков. 14 (26) октября 1895 года начальник участка Б.М. Малевский отправил руководству донесение со списками своих подчинённых, в котором отмечается «на 5-й дистанции (ст. Хилок) — 28 человек... Все рабочие местного населения». В данном документе, хранящимся в краевом Государственном архиве, напрямую говорится о существовании населённого пункта Хилок осенью 1895 года. Указанная в отдельных справочных изданиях дата основания — 1896 год — всего лишь отмечает появление частного посёлка «при станции», состоящего из индивидуальных домов.

В 1896 году на всём протяжении 6-го участка было начато устройство земляного полотна. На станции Хилок в июне числилось 36 жителей, а в непосредственной близости на восток и на запад проживало ещё 350 человек.

Судя по малочисленности населения в период начала земляных работ, строительство депо не велось. Тем не менее наша станция сразу же стала центром, притянувшим к себе население довольно обширной округи. Хилок посещали довольно часто, а, следовательно, его население надо увеличить на число жителей ближайших- рабочих станов. Именно с тех пор город Хилок включает заселённую территорию от Сосновки до Жилкина Хутора.

В 1900 году, к началу эксплуатации Забайкальской ж. д., на «станции IV класса Хилок с буфетом» действовало основное паровозное депо, мастерские, другие службы и размещалась временная больница с приёмным покоем, а также существовала школа.

Населённый пункт уже приобретал современные черты. Главной частью являлась Нагорная (Гора), где, помимо железнодорожных служб, размещались торговые и ремесленные заведения. Гора, в свою очередь, дробилась на «казённый посёлок», Чёртов Угол и Порт-Артур. У реки, на юг от линии железной дороги, раскинулись кварталы Теребиловки и Острова, а за рекой, как водится, расположилось Заречье.

На фото ул. Калинина микрорайон «Гора»

 

В 1910 г. Хилок являлся самым крупным из вновь основанных в Забайкалье железнодорожных посёлков с населением 3 238 жителей, 50 торговыми заведениями, кожевенным заводом и мелкими мастерскими. Жители были заняты обслуживанием железной дороги, ремёслами, торговлей, лесными промыслами. К этому времени в областном центре неоднократно поднимался вопрос о придании Хилку в будущем статуса города, и вскоре здесь появилось поселковое правление в лице старосты и писаря, а также полицейских — пристава и урядника.

В скором времени посёлок стал не только железнодорожным узлом, но и административной единицей. В 1916-1918 гг. он был центром Хилокской волости Верхнеудинского уезда Забайкальской области, С использованием труда австро-венгерских военнопленных проложили новый тракт от Хилка до курорта Ямаровка, который связал сельскохозяйственный регион долины Чикоя с железной дорогой. Это сулило немалые выгоды в части развития посёлка как торгового и перевалочного центра.

В 1920 году в посёлке организовали профтехшколу, положившую начало Хилокскому среднему профессиональному училищу № 3. Важную роль в жизни хилокчан играл клуб железнодорожников, размещавшийся в здании кинотеатра «Комсомолец». В клубе работали многочисленные кружки, ставились спектакли, показывали кинофильмы. Прежде знаменитая Хилокская церковь оказалась закрыта в 1928 году, и в её здании размещались поначалу мастерские училища, затем разные учреждения. Продовольственное снабжение, по традиции, оставалось затруднённым, и жители пользовались услугами транспортного потребительского общества (ТПО), которому на смену позднее пришла система отделов рабочего снабжения (ОРС).


На фото изображено Здание СПТУ № 3 им. В.Г. Кочнева. Фото 1960-х гг.

 

В 1926 году Хилок стал центром вновь созданного Хилокского района. В это время в селе и на станции насчитывалось 1098 хозяйств и 4558 человек населения.

Президиум ВЦИК Указом от 9 января 1929 г. утвердил село рабочим посёлком, и Хилок получил свой поселковый Совет, который в конце 1920-х гг. переизбирался в сельсовет в целях разукрупнения. 

К началу 1930-х годов до 5300 человек увеличилось население села. В 1932 году Хилокский район расформировали, но уже в начале 1935 года Хилок стал вновь центром второго Хилокского района. С начала 1930-х годов новый рабочий посёлок начинает ускоренно разрастаться ввысь и вширь: в Нагорной части возводится квартал двухэтажных деревянных жилых домов и возникает новый микрорайон - посёлок «Имени Молотова» (в просторечье «Молотовский» а с 1957 года официально именующийся «Яма- ровский»). Появляются предприятия лесной отрасли, строятся здания школ, а также сооружается крупнейший в области Дворец культуры железнодорожников.

Фото ул. Калинина Начало 1970-х гг.

 

В годы Великой Отечественной войны жители Хилка вместе со всей страной несли все трудности и всемерно приближали долгожданный День Победы. Летом 1941 года мужчин начали призывать на фронт и их рабочие места тут же занимали женщины и подростки. Вскоре хилокчане сами увидели последствия войны, когда в зданиях школы № 10 и ДК железнодорожников им. В.П. Чкалова разместились эвакогоспитали №№ 1839 и 1937 и в посёлок прибыли первые раненые.

Более 250 хилокчан отдали свою жизнь в боях за Родину, а за доблестный труд во время Великой Отечественной войны сотни жителей посёлка получили высокие правительственные и другие награды. В честь их боевых и трудовых подвигов в городе воздвигнуто 5 памятников, и ещё один стоит над могилой 16 воинов Красной Армии, умерших от ран в хилокских госпиталях.

После завершения войны всем посельчанам долгое время приходилось работать в условиях сохранявшейся недостачи продуктов, а также материалов и запчастей. Однако упорный труд привёл к ожидаемым результатам и жизнь вскоре стала ощутимо улучшаться. Помимо того, посёлок начал значительно меняться в плане благоустройства в конце 1940-х годов. Жители, привыкшие трудиться не покладая рук, с громадным энтузиазмом принялись за дело. Во внерабочее время люди возили лес для столбов, помогали тянуть провода, подсыпали улицы, делали мосты через ручьи, высаживали деревья. Это было отмечено присвоением посёлку городского статуса Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 731 от 12 июля 1951 года.

С той поры Хилок ещё больше упрочил своё положение. В 1947 году образовался Хилокский лесхоз, вскоре ставший одним из самых крупных в Читинской области деревообрабатывающим предприятием. В молодом городе был построен ряд общественных объектов, на острове между рукавами реки Хилок открыт стадион «Локомотив». В 1955 году по микрорайонам пошли пассажирские автобусы, Дворец культуры им. Чкалова славился шедеврами художественной самодеятельности, а вскоре местный драмкружок получил звание «Народного театра». К 1959 году в Хилке проживало уже 15,9 тыс. человек, но потом наступил естественный спад в развитии населённого пункта.

Фото стадиона, современный вид

 

К 1991 году в Хилке проживало 13 882 человек населения, действовали многочисленные железнодорожные предприятия, совхоз «Дайгурский», лесокомбинат, крупный зверосовхоз, ряд других предприятий и организаций: 2 больницы, ДК, 2 кинотеатра, 7 библиотек, 4 общеобразовательных школы, школа-интернат, 8 детских садов, профтехучилище №3, музыкальная, художественная и 2 спортивных школы, 13 памятников истории, 4 общественных музея.

Идущее в стране реформирование подняло вопрос о выживании населения в колонизированных районах Забайкалья. В данном контексте Хилку повезло, так как изменения в хозяйстве железных дорог Российской Федерации привели к росту значения города. Расположение Хилка посредине расстояния между Улан- Удэ и Читой стало главной причиной его превращения в крупный реконструируемый железнодорожный узел Транссибирской магистрали.

По-прежнему градообразующими предприятиями являются железнодорожные. Здесь находятся пункты подмены локомотивных бригад грузовых и пассажирских поездов, действует вагонное депо, энергоучасток и другие железнодорожные службы. Лесоперерабатывающие предприятия превратились в мелкие общества с ограниченной ответственностью и акционерные.

На начало XXI в. население города занято на железнодорожных. предприятиях, в ряде посреднических обществ с ограниченной ответственностью и акционерных, мелких частных предприятиях, крестьянско-фермерских и индивидуальных хозяйствах. К тому же Хилок вновь приобрёл значение торгового центра, каким он был в 1900-1920-х гг. Здесь существует много мелких частных предприятий и индивидуальных хозяйств. 

Хилок является родиной многих замечательных людей: учёных, писателей, военных, передовиков производства. Среди них можно выделить чемпиона СССР по лёгкой атлетике А.П. Соловьёва, Героя Социалистического Труда А.И. Брыкина, Героя Российской Федерации лётчика-испытателя Р.П. Таскаева, писателей Н.Т. Ященко, Н.А. Юрконенко и Э.К. Анашкина, композитора П.М. Толмачёва, автора книг о предприятиях города В.З. Часнык. Звание «Почётный гражданин города» присвоено 25 жителям Хилка.

Историческая справка составлена 

С использованием информации сайта https://museum.hilok.ru/ и книги 

«Твоя гордость ХИЛОК», 2011г.